dreamteamrealty.ru

Как сделать ткацкое переплетение из бумаги. Виды переплетений. Технические характеристики плетения

Саржа – это не название ткани, а скорее технология ее изготовления. Разновидностей ее много — от тонкой с набивным рисунком до прочной технической.

Саржа известна давно, она шла на пошив одежды для золотоискателей и прочной удобной одежды ковбоев. Считается, что лучший материал ткали во французском городе Ним.

На нее обратил внимание американец Леви Страус. Он назвал ее просто: из Нима – по-французски De Nim. Так появились известные ныне всему миру джинсы.

Давайте подробнее разберемся, что же это такое — ткань саржа. Главная ее особенность – это диагональное переплетение нитей основы и утка . Именно такое плетение называется саржевым.

У него много разновидностей, и каждое из них придает качества, необходимые для того или иного ее применения.

Саржевая материя может быть хлопчатобумажной, льняной, синтетической шерстяной, шелковистой с набивным рисунком . Все ткани объединяет характерный рубчик, идущий по диагонали, еле заметный или хорошо ощутимый на ощупь. Чем рельефней диагональный рубчик, тем толще и прочнее материал.

Изготовление и ГОСТы

В обычных тканях переплетение утка и основы остается постоянным, в саржевых уток смещается относительно основы . Разный порядок смещения обусловливает ее качество и прочность. Чем больше смещение утка по отношению к основе, тем плотнее и крепче получится материал. Ткань с маленьким смещением утка получается тонкая с мелким рубчиком.

Величина смещения нитей утка определяется численным показателем, называемым раппопорт . Он выглядит в виде дроби, где числитель – это нити основы, а знаменатель – нити утка. Если числитель будет больше знаменателя, значит саржа основная, то есть лицевой стороной будут нити основы. Если числитель меньше знаменателя – лицевая сторона уточная.

Нити основы всегда прочные и плотные, нити утка – более рыхлые. Используются нити разной толщины, поэтому материя получается разная.

В предложениях производителей и продавцов можно часто встретить обозначение «ГОСТ», например «Саржа ГОСТ черная» . Это говорит о том, что при ее изготовлении производитель руководствовался именно ГОСТом, а не техническими условиями (ТУ). Государственный стандарт регламентирует качество, безопасность и строгое соблюдение технологии.

Разновидности и описание материала

Основные разновидности, в зависимости от типа плетения ткани саржа:

  • ломаное плетение , материал тонкий и легкий с рисунком мелкой елочки;
  • сложное плетение , диагональный рисунок разной ширины, ткань прочная и упругая;
  • усиленное плетение , износостойкая ткань с широкими диагоналями.

Разновидности плетения нитей саржевой ткани представлены на фото:

Кроме основных разновидностей саржа может быть теневой, криволинейной, обратной и зигзагообразной. Другая классификация:

  • Суровая . Материал из 100% хлопка, очень плотный.
  • Подкладочная . Изготавливается из вискозы или с ее добавлением, характеризуется высокой гигиеничностью по сравнению с синтетической.
  • Шелковая . Гладкая ткань, с небольшим блеском.
  • Отбеленная . Это суровая саржа, только окрашенная, отличается большей плотностью и упругостью.

Различается саржа и по типу окрашивания — гладкоокрашенная и набивная . Отличается следующими характеристиками:

  • Прочность;
  • износостойкость;
  • долговечность;
  • устойчивость к намоканию;
  • отличная терморегуляция;
  • простота ухода;
  • экологичность;
  • стойкость окраски.

Кроме того, она не вызывает аллергии, долго сохраняет товарный вид , не истирается при носке, хорошо пропускает воздух и не накапливает статическое электричество, не закатывается, не впитывает запахов и не линяет при стирке.

Устойчивость к линьке, а также экологическая чистота обеспечиваются использованием натуральных нитей и красителей , не содержащих вредных примесей. Стойкость окраски достигается путем сернистого крашения.

Достоинства и недостатки

Основным достоинством саржи является низкая цена и универсальность . Хорошо окрашенная саржа не выгорает, поэтому ее используют в качестве обивочного материала. Прочность и упругость делают ее незаменимой в пошиве одежды и обуви. Способность принимать различные пропитки делает материал неуязвимым для химических и масляных загрязнений, а также непромокаемым.

Недостатков материал не имеет.

Применение при пошиве спецодежды

Саржа используется практически во всех сферах – бытовых и производственных . Хлопчатобумажная идет главным образом на изготовление спецодежды:

  • фирменной ;
  • рабочих костюмов для химических производств;
  • и кухонных рабочих.

Для спецодежды важно такое качество, как терморегуляция . Это означает, что в прохладное время в ней не холодно, а в теплое не жарко. Имеет значение для тех, работает на улице, а также в жарких помещениях. Образецы спецодежды из ткани саржа представлены на фото:

Для военной формы, кроме терморегуляции важна хорошая аэрация материала . Материал хорошо впитывает пот, который быстро испаряется с ее поверхности. Кожа дышит под тканью любой плотности.

Использование в других сферах

Хорошо окрашенная саржа со временем не выгорает . В сочетании с высокой устойчивостью к истиранию она идеально подходит для обивки мебели и пошива штор.

Суровую — используют для пошива мешков и . Самую грубую ткань применяют для изготовления крепежных ремней и шлифовальной шкурки. Отбеленную применяют в обувном производстве.

При добавлении к хлопчатобумажной сарже эластана получается прекрасная ткань для женских платьев и блузок , хорошо держащих форму. Подкладочная — идет на пошив подкладок к одежде и головным уборам. Она долго не теряет форму, не рвется и поэтому продлевает срок носки одежды.

Тонкую шелковую ткань используют для изготовления нижнего и постельного белья . Материал из шерсти идет на пошив костюмов, юбок, пальто и жакетов.

Саржа пользуется большой популярностью у известных модельеров и прочно удерживает место на подиумах всего мира.

Саржевые ткани хорошо стираются, но для каждой их них нужно соблюдать определенный режим:

  • Деликатный режим необходим для изделий из ткани, имеющей в составе шерсть, шелк, и синтетику, температура не выше 40 градусов;
  • Длительная стирка при высокой температуре (но не выше 60 градусов) подойдет для спецодежды из хлопка;
  • Медицинские костюмы из тонкой хб саржи выдерживают высокую температуру, но не очень интенсивный режим.

Материал не мнется, и глажка для него не обязательна. Если одежда из тонкой шелковой или вискозной ткани все же нуждается в проглаживании, делать это на режиме «шелк». Для хлопковых и льняных допустима температура глажения 80 градусов.

Для саржевых материалов допускаются любые виды чистки . Жировые загрязнения на подкладке меховой шапки можно удалить тампоном, смоченным спиртом.

Не рекомендуется применение отбеливателей и хлорсодержащих жидкостей . Нельзя использовать стиральные порошки с содержанием отбеливающих гранул. Но можно обрабатывать противомикробными и обеззараживающими препаратами. Возможность стирки при высокой температуре обусловлена саржевым плетением – изделие не даст усадки.

Учитывая, что саржевая ткань очень разнообразна по составу, необходимо изучить ярлык на изделии , чтобы точно установить способы ухода за ним. При правильном уходе саржа прослужит долго.

Параметры от производителя и средние цены

На ценниках указываются параметры в виде аббревиатуры ВО и МВО . ВО означает водоотталкивающая, МВО – масловодооткалкивающая. Показатель прочности выражается в цифрах от 220 до 360 гр/кв.м. Чем больше цифра, тем выше прочность.

Соотношение цена-качество выше всяких похвал. При высоком качестве ткань имеет очень низкую цену. В среднем по ее типам картина следующая (оптовые цены 2016 года):

Сегодня на рынке есть много предложений от китайских производителей, которые снижают цену. Но и качество такой продукции оставляет желать лучшего. Приобретая саржу отечественного производства даже по несколько более высокой цене, потребитель все равно остается в выигрыше .

Саржа, благодаря уникальной технологии и универсальности, прочно удерживает первенство среди других новейших материалов, применяемых для изготовления спецодежды. Кроме того, она красива и пользуется большой популярностью у модниц.

Время чтения: 7 минут

Вторым по распространённости видом ткацких переплетений после полотняного является саржевое переплетение, которое прежде всего отличается меньшим количеством пересечений основы и утка. Основные и уточные нити перекрывают больше, чем одну противоположную, пересечение нитей происходит со сдвигом (1 через 2 или 3), поэтому на поверхности образуется диагональный узор из рубчиков (бугорков). Саржевое переплетение обозначают дробью, в числителе которой - количество основный перекрытий, а в знаменателе - уточных.

Саржа — это тип текстильного плетения с рисунком из диагональных параллельных ребер. Его можно определить по наличию выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани. Оно имеет высокую устойчивость к разрыву, потому что имеет меньше переплетения пряжи на область, следовательно, большую степень внутренней мобильности. Кроме того, при натяжении ткани, нагрузка падает на две нити сразу.

Введение


Саржевое переплетение имеет широкое применение. Оно может быть создано различными способами. Главной особенностью, отличающей его от других типов, является наличие выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани.

Основные характеристики:

  • Оно образует диагональные линии от одной стороны к другой.
  • Больше нитей на единицу площади, чем в обычной ткани.
  • Меньше переплетающихся точек, чем в обычной ткани.
  • Лучшее покрытие, чем в обычном переплетении.
  • Больше толщины и массы ткани на единицу площади.

Классификация

Саржевые переплетения производятся в самых разных формах. Однако в широком смысле они разделяются на такие категории:

  • Обычные или непрерывные;
  • Зигзагообразные, заостренные или волнистые;
  • Производные саржи, такие как атласные/сатиновые плетения и косой репс;
  • Комбинированное;
  • Плетение «елочка»;
  • Фигурные и другие родственные.
  • Основную саржу;
  • Уточно-настилочную;
  • Основную и уточно-настилочную;
  • Непрерывную.

  • Основное саржевое плетение. В этих типах основная нить проходит по нескольким уточным нитям подряд, за исключением одной. Минимальный требуемый размер повторения составляет 3. Примеры основного плетения — 2/1, 3/1, 4/1, 5/1 и т. д.
  • Уточно-настилочное. Эта саржа является противоположной предыдущей. В этих переплетениях уток проходит над основной несколько раз подряд, кроме одной. Примеры — 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.
  • Равновесная и неравновесная саржа. В этих типах основные и уточные нити могут быть равными или неравными. Другими словами, саржа может быть одно- или двухсторонней. Соответственно этому, ее называют равновесным и неравновесным. Примеры: 2/2, 3/3, 4/4, 5/5 и т. д. Примеры неравновесных: 2/3, 4/2, 5/3 и т. д.

Виды

Существует две группы :

  • Разносторонняя, когда лицевая и изнаночная стороны различаются. Происходит это из-за того, что уточные или основные нити образуют длинные перекрытия с одной стороны, а с другой стороны видна только одна противоположная нить.
  • Равносторонняя, когда обе стороны полотна одинаковы. В таком полотне нет уточного или основного эффекта, сверху и снизу перекрытия равны.

Диагональный рубчик обычно идёт по направлению вверх и слева направо. Когда направление рубчика сверху вниз и справа налево, переплетение называют обратным саржевым.

Саржа основная: а) – рисунок и б) — схема саржи 3/1

Факторы, определяющие рельефность. Следующие факторы определяют относительную рельефность

  • Характер пряжи;
  • Характер переплетения;
  • Нити основы и утка;
  • Относительное направление кручения пряжи.
  • Характер пряжи. Тонкость пряжи и количество кручений, придаваемых ей, влияют на прочность. Грубая пряжа более низкого кручения дает больший эффект саржи по сравнению с тонкой с более высоким кручением. С другой стороны, двойные или слоистые нити оказывают более сильное влияние на саржу по сравнению с одиночными.

Усиленная и сложная или многорубчатая саржа

  • Характер плетения. Саржа с более длинными протягиваниями будет более заметной по сравнению с той, что будет иметь короткие протягивания. Например, саржа 3/1 будет более заметной по сравнению с 2/2. Следует отметить, что увеличение длины протягивания должно быть сбалансировано пропорциональным увеличением соответствующих нитей основы/утка.
  • Основа и уток. Рельефность пряжи пропорционально увеличивается с увеличением нитей основы и утка.
  • Относительная жесткость. Твердость плетения зависит от количества пересечений. Чем больше количество пересечений, тем сильнее жесткость. С другой стороны, чем меньше их количество, тем больше будет заполнение ткани. Это связано с увеличением протягивания нитей. Увеличение числа пересечений ограничивает плотность потока и наоборот.

На рисунке показаны три случая, в которых выбрано 8 нитей повторения саржевого переплетения.

  1. показан на A, выбирается 4/4.
  2. на B, выбрана комбинация 3/2 и 1/2.
  3. на С, выбрана комбинация 3/1, 1/1 и 1/1.

Соответствующие пересечения показаны на D, E и F. Расстояние между пунктирными линиями представляет собой расстояние, равное диаметру одной нити. Можно видеть,

  • что дизайн A занимает пространство из десяти нитей (D),
  • дизайн B из двенадцати (E),
  • а дизайн C из четырнадцати (F).

Можно видеть, что расстояние между 10 нитями в G более заполнено, по сравнению с интервалом в 14 в F.

Можно сделать следующий вывод о трех типах. Ткань в выше указанных случаях будет иметь:

  1. минимальный уровень жесткости и максимальное заполнение.
  2. среднюю прочность и заполнение.
  3. максимальную жесткость и минимальное заполнение.

Свойства полотен с саржевым переплетением

Основой может служить как натуральное, так и синтетическое сырьё, и свойства полотна в основном определяет именно состав волокон. Как правило, саржевые ткани получаются плотными, износостойкими, очень прочными на разрыв и мало мнутся.

Такой тип плетения полотна является базовым, а уже на его основе создаются новые, придающие тканям дополнительные свойства.

Ассортимент и применение

Самыми популярными тканями саржевого переплетения являются , деним, габардин, карбон (углеволокно).

Твид

Плотный немнущийся материал из шерстяных некрученых волокон. Может применяться также полотняное переплетение. Обычный цвет для твидовых тканей - все оттенки сухой травы, серый, чёрный, коричневый, болотный (хаки) с вкраплениями синего и красного. Рисунок может быть рубчик, клетка, «ёлочка», «гусиная лапка».

Производят твид из шерсти шотландских овец на ручных станках. Сначала ткань получается достаточно жёсткой, для придания мягкости её замачивают в мыльном растворе, а затем отбивают. Также в пряжу для твида добавляют натуральные и синтетические волокна.

Ткань является универсальной, из неё производят мужские и женские пальто, пиджаки, жакеты, костюмы, головные уборы и даже обувь и сумки.

Деним

Наиболее популярная ткань для производства джинсов. Производится саржевым переплетением разных по цвету ниток: уточные неокрашенные, а основные окрашенные.

Основное сырьё - хлопок. Название ткани также происходит от французского «serge de Nimes» - «саржа из Нима», так как сначала её поставляли в США из французского города Ним.
бывает разной плотности и толщины, от чего также зависит его цена.

  • Есть очень тонкий дешёвый деним под названием Джин (Jean), изготовленный из некрученых нитей, малой плотности.
  • Джинс (Jeans) - уже более плотная и качественная ткань, уточные нитки скручены.
  • Сейчас в деним часто добавляют эластан для придания ему большей степени растяжимости. Это Стрейч (Stretch).
  • Также существует утеплённый деним, с термо-тканью с изнаночной стороны в качестве подкладки.
  • Деним с плетением «елочкой» называют Ломаной саржей (Serge). Из такого были изготовлены первые джинсы Wrangler.
  • Самым прочными и дорогими являются Деним (Denim) и Селвидж (Selvedge).

Из денима шьют джинсы, костюмы, куртки и все виды .

Карбон

Сверхпрочный углепластик, производится из графитовых и резиновых нитей методом саржевого переплетеия. По весу в несколько раз легче стали, по прочности не уступает металлам.

Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, устойчив к коррозии. Используется в различных отраслях промышленности.

Габардин

Классическим сырьём являются тонкие нити шерсти мериноса. Саржевое переплетение даёт мелкий диагональный рубчик под углом 60-70 градусов.

Ткань получается мягкой, тонкой, очень прочной и стойкой к сминанию. Из габардина изготавливают верхнюю одежду: мужские и женские куртки, пальто, тренчи. Для защиты от внешнего воздействия пропитывают специальными влагостойкими составами.

Также для производства габардина может использоваться шёлк, хлопок и синтетические волокна.

При покупке саржи необходимо тщательно изучать состав сырья, которое использовали при производстве, так как от этого будут зависеть многие характеристики материала и готового изделия.
Все саржевые ткани обладают хорошими эксплуатационными свойствами и имеют привлекательный внешний вид.

За многотысячелетнюю историю существования ткачества появилось огромное количество вариантов переплетения нитей. Часть из них являются базовыми, все другие принято рассматривать как производные от основополагающих способов. Покупателю полезно иметь представление о разновидности схем переплетения нитей в выбранной ткани. Это поможет спрогнозировать ее свойства, поведение при шитье и носке.

Базовые термины

В ткачестве используется два типа нитей:

  1. Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
  2. Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.

Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.


Типы переплетения нитей ткани

По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом. Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани. Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.


Полотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.


Саржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается .
  • При преобладании нитей утка ткань называется .

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.


Мелкоузорчатые производные схемы

Большое количество схем переплетений производится усложнением простых видов плетений. Вариантов получения тканей с мелкими узорами при минимальном количестве изменений в алгоритме плетения множество.

Репс

Схема переплетений репса очень похожа на полотняную. Особенность заключается в удлинении какого-либо перекрытия:

  • Если удлинены перекрытия основы, на ткани формируется поперечный рубчик.
  • При удлинении перекрытий уточных нитей образующийся рубчик сориентирован в продольном направлении.

Рогожка

Этот вид переплетения также очень похож на полотняное. Только удлинение составляет 2 или 3 нити. Основные и уточные «шаги» симметричны друг другу.

  • Раппорт чаще представляет собой квадрат 2×2.
  • Иногда его делают крупнее, 4×4.

Рисунок получается ярким, рельефным; подходит для многих типов сырья.

Производные варианты саржевого вида

Существует несколько вариантов усиления саржевого типа плетения. Во всех из них перекрытия удлинены. В результате образуются широкие и четко выраженные диагонали. Удлинения могут быть равносторонними либо с преобладанием основных (уточных) нитей. В зависимости от разновидности примененной схемы формируется тот или иной внешний вид лицевой части ткани.

  1. Сложная саржа имеет на поверхности лицевой части диагонали разной ширины. В дроби, обозначающей раппорт, в числителе и знаменателе указывают несколько цифр. Они отображают количество нитей и величину смешения в узоре каждого вида тканей. Схема плетения иногда называется многорубчиковой.
  2. Ломаная саржа – оригинальный вариант с повторяющимся изломом диагональной полосы под прямым углом. В результате рисунок напоминает елочку. Иногда его так и называют плетением «в елочку».
  3. У обратной саржи в месте излома диагонали выполнен сдвиг. Узор получается еще более необычным.

Производные варианты атласных и сатиновых видов

В производных вариантах исполнения обеих схем имеется дополнительное перекрывание нитей. Поэтому они называются усиленными. Например, в усиленном сатиновом переплетении из восьми нитей в каждом ряду утка присутствует два перекрытия основы и шесть утка.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы


Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть , сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.


КГУ «Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска»

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л.М.

Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема : Выполнение макета полотняного переплетения ( практика )

Цель:

создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

Задачи:

содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.

Наглядность и оборудование:

- Наглядные пособия : учебные коллекции ««Текстильные волокна», «Хлопок», «Лён», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);

Макет ткацкого станка ; макет создания ткани;

Образцы ткацких переплетений;

Книги по теме: «Материаловедение»: «Как рубашка в поле выросла»;

Инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения »;

Компьютер;

Слайдовая презентация (Презентация Power Point ) «Ткацкие переплетения».

Схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

Содержание темы :

Профессии прядильщика и ткача.

Процесс создания ткани;

Основные термины: «Материаловедение », «ткань», « текстильные волокна», «натуральные волокна растительного происхождения»; «нити основы и утка»; «лицевая, изнаночная стороны ткани»;

Направления нитей основы и утка;

- полотняное переплетение ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

а) приветствие;

б) выявление отсутствующих учащихся;

в) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Обратить внимание на доску, на которой размещена «Выставка тканей».

    Вводная часть занятия.

    Сообщение темы занятия . Постановка учебных целей занятия.

Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

    Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

III . Основная часть занятия

    Вводный инструктаж

Рассказ учителя « Материаловедение. Переплетение нитей» (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point ).

Ткань образуется в результате переплетения нитей: - нитей о с н о в ы (долевых) - и нитей у т к а ( поперечных ). Это положение нитей в ткани Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении увеличивают свою длину.
Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания. Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки. Самое простое переплетение нитей – полотняное , в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

    Подготовка к выполнению практической работы.

а) работа с учебным материалом (инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения»)

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

    Практическая работа учащихся «Выполнение макета полотняного переплетения »:

Деятельность учителя:

Целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

Текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;

- анализ выполнения учебного задания.

    Заключительная часть занятия.

    Подведение итогов занятия.

Закрепление. Упражнение: « Продолжите предложение»

Для пошива одежды и белья в быту мы применяем материал -…

Рефлексия: беседа.

Удалось ли вам выполнить макет?

Что будете переделывать дома? Почему?

Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

Как эти знания пригодятся вам в жизни?

    Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.

    Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).

Инструкционная карта

Практическая работа

«Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения»


Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.
    Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см
    Разметь два квадрата через 1 см
    На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
    Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.
    Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.

Ткани. Основные виды тканевого плетения.

Термины «саржевое плетение» и «ломанная саржа» - виды переплетения нитей в полотне.

Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.
Основные переплетения тканей: а - полотняное, б - саржевое, в - атласное, г - сатиновое

Итак, термины:

Нить основы и утка. Основа это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка - это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).

Место пересечения нитей называется перекрытие .
Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт .
На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну. А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг .
Вот и все, в принципе по-русски вполне названно)))

В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:

1. Полотняное плетение.
Самое простое переплетение, одна нить через одну.

Ассортимент тканей:Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.Льняные: бортовка, парусина, полотно.Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.

Другие: домотканное полотно.

Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие. Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).

Крепдешин

Сукно

Блузочный батист

2. Саржевое плетение
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов.

Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением - полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые твид и деним (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.

Карбон (углеткань) - как раз промышленная ткань

Историческая военная

Какая-то неизвестная саржевая ткань

Твит

Деним

Габардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной - для утка. Благодаря применению особого вида переплетения - сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

3. Атласное плетение.

Атлас - (араб., буквально - гладкий) - плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.




4. Сатиновое плетение.

Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец - сатин, напоминающий шёлк.

Загрузка...