dreamteamrealty.ru

Межповерочный интервал электросчётчиков. Классификация счётчиков электрической энергии. Какой счётчик электроэнергии лучше поставить в квартире Индукционный или электронный

Всё, что связано с учётом расхода электроэнергии и используемыми для этих целей приборами нашло отражение в различных законодательных актах. В них подробно изложен и разъяснен порядок и все нюансы установки, использования и замены счётчиков электроэнергии.

Правовая база

Замена приборов учета электроэнергии регулируется в первую очередь Федеральным законом № 261-Ф3 , вступившим в юридическую силу с ноября 2009 года .

После редакции в 2014 году он называется так: «Об энергосбережении и об энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме названного Закона, существует Постановление правительства РФ от 2006 года о том, что все ранее установленные счётчики электроэнергии класса 2,5 в обязательном порядке подлежат замене на современные аппараты классом не ниже 2,0.

Это связано, прежде всего, с тем, что с появлением значительного количества бытовых энергоёмких приборов, резко возрос ток, протекающий через узлы учёта .

Приборы класса 2,5 на такую нагрузку не рассчитаны, в связи с чем велика вероятность их выхода его из строя и возникновение возгорания.

Федеральным законом №102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства средств измерений», и положениями ГОСТ 6570-96 обосновывается необходимость применения .

Разрешённые к использованию приборы учёта сведены в единый государственный реестр средств измерений.

Жилищным кодексом РФ регламентируется разграничение ответственности за содержание и обеспечение соответствующего технического обслуживания инженерных коммуникаций. Под это понятие подпадают и электрические счётчики.

Необходимость замены счётчика

Выше уже была упомянута необходимость замены приборов учёта класса 2,5 на более современные аппараты. Причём такая замена должна быть произведена не позднее чем через 16 лет с начала эксплуатации счётчика.

Кроме этого, обязательной замене подлежат счетчики потребляемой электроэнергии:

При обнаружении любого из перечисленных дефектов, необходимо обратиться в соответствующие инстанции с заявлением о необходимости замены электросчётчика.

Кем и как производится замена?

Такими вопросами ведает компания, которая занимается поставкой электроэнергии. Проще говоря, это Энергосбыт.

Прежде чем менять счётчик, нужно получить разрешение на эту процедуру. Для этого необходимо подать заявление о необходимости замены такого аппарата.

Кроме заявления при себе нужно будет иметь:

  • гражданский паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на помещение, в котором необходимо поменять прибор учёта.

Инспектор этой организации на месте составит акт о необходимости замены прибора учёта , зафиксирует его последние показания и снимет со старого прибора пломбу.

С этого момента, вплоть до принятия в эксплуатацию Энергосбытом нового счётчика, все расчёты за поставленную электроэнергию будут производиться по с применением соответствующего коэффициента.

Предписание о замене счётчика может быть выдано инспектором Энергосбыта и после очередной , в том случае, если будет обнаружен какой-либо скрытый дефект.

Если разрешение на замену прибора учёта получено, необходимо позаботиться о приобретении нового аппарата.

При этом нужно обязательно убедиться в том, что счётчик сертифицирован , внесён в реестр и опломбирован государственным поверителем. На этой пломбе должна быть видна дата поверки.

Наиболее рациональным вариантом будет замена счётчика специалистами Энергосбыта, которые сразу могут заменить старый счётчик на новый с оформлением всех необходимых документов в течение одного рабочего дня.

Новый счётчик также может быть предоставлен этой компанией.

Кто должен оплачивать замену счётчика?

Здесь есть свои нюансы. Всё дело в том, что такие работы должен оплачивать владелец помещения, в котором установлен узел учёта:

  1. Если это приватизированная квартира, или частный дом, то замену счетчика электроэнергии должен оплачивать собственник помещения.
  2. Если квартира является муниципальной собственностью, то именно муниципальное образование и обязано оплатить эту работу.

Если же узлы учёта неприватизированных квартир вынесены в подъезд жилого дома, то необходимо тщательно изучить договор, заключённый между УК (управляющей компанией) и жильцами . В нём должно быть прописано, обязана ли она оплачивать такие работы, или нет.

Такие сложности возникают потому, что вынесенные на лестничную площадку силовые электрощиты с узлами учёта являются общедомовой собственностью.

В том случае, если в договоре не указана обязанность УК заниматься заменой счётчиков, то жильцам придётся решать этот вопрос в индивидуальном порядке, а при плановой массовой замене прибора учёта принимать решение о сборе средств на эти цели на общем собрании жильцов дома.

Стоимость работ по замене счетчика электроэнергии может колебаться в зависимости от региона, и от уровня квалификации нанятого специалиста или компании.

В среднем придётся расстаться с суммой от 1 до 2 тысяч рублей , в эту сумму не входит.

Самостоятельная замена счётчика

В принципе, законом не запрещена такая замена, но только в том случае, если это происходит с согласия компании, поставляющей электроэнергию .

Поэтому предварительно вам все же придется обратиться в энергосбытовую компанию и получить разрешение на замену счётчика в письменном виде.

Однако, если Энергосбыт против такой замены, лучше не пытаться сделать это. Ведь после установки прибора нужно будет получить разрешение на ввод его в эксплуатацию, и оформить это всё документально.

Вот тут-то специалисты, оформляющие акт замены счётчика электроэнергии, и могут проявить принципиальность, отказавшись принимать в эксплуатацию установленный аппарат.

Замена счётчика расхода электроэнергии ответственная работа, и должна выполняться строго в рамках действующего законодательства и соответствующими специалистами с обязательным оформлением всех необходимых документов.

Видео: Замена старого электросчетчика в квартире или частном доме

В репортаже освещается вопрос замены счетчиков электроэненргии на приборы нового поколения.

Разъясняется какие преимущества есть у новых электросчетчиков, для чего требуется замена старых приборов. Даются ответы, кто должен заниматься заменой данных приборов учета и как данная процедура происходит на практике.

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62

Замена приборов учета электроэнергии может происходить по различным причинам .

Электросчетчик может выйти из строя, может , он может технически устареть , либо абонент энергоснабжающей компании может захотеть установить более современный многотарифный прибор, позволяющий значительно сэкономить расходуемые на электричество средства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Однако замена счетчиков электрической энергии очень непроста, так как существует много правил и законов, которые придется соблюсти собственнику или иному абоненту энергоснабжающей компании . Не многие знают, за чей счет производится замена электросчетчиков в Москве и других городах России.

Чем регламентируется?

Техническое обслуживание и замена электросчетчиков регламентируется российским законодательством :

  • ст. 543 и ст. 210 Гражданского кодекса РФ;
  • Жилищным кодексом;
  • федеральным законом ФЗ №261 от 32.11.2009;
  • федеральным законом ФЗ №102 от 26.06.2008;
  • решением Госстандарта РФ;
  • постановлениями правительства РФ №530 и №491.

Кто меняет и за чей счет?

Нужно ли менять электросчетчик за свой счет? В зависимости от расположения счетчика внутри квартиры (частного дома) или в подъезде, ответственность за состояние и правильную работу электросчетчиков несут либо владелец жилого помещения, либо управляющая компания.

В приватизированной квартире

В подъезде

Согласно постановлению правительства РФ №491, счетчики электрической энергии, расположенные на лестничных площадках в подъездах многоквартирных домов, являются .

Соответственно, все работы и расходы по замене электросчетчиков должны производиться управляющей компанией, в чьем ведомстве находится жилой дом .

Тем не менее, закон оговаривает возможность оплаты работ собственником квартир, если такое положение прописано в договоре между владельцем жилого помещения и управляющей компанией.

Если в договоре это не оговорено, то все расходы должна нести управляющая компания.

В частном доме

Владелец частного дома полностью оплачивает расходы по замене вышедшего из строя электросчетчика согласно постановлению правительства РФ №530, так как он является собственником жилого помещения .

В тех редких случаях, когда пользователь энергоснабжающей компании проживает в муниципальном частном секторе, замена электросчетчиков проводится в таком же порядке, как и в муниципальных неприватизированных квартирах.

Правила и сроки

При замене электросчетчика существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать.

При нарушении порядка замены и нарушении опломбирования можно получить значительный штраф , также может быть произведен переучет оплаченной энергии по максимальному тарифу за 3 последних года.

При соответствующем обращении в энергосбывающую компанию та обязана в 10-дневный срок прислать специалиста-электрика и произвести замену электросчетчика.

Замене подлежат электросчетчики, срок работы которых согласно их паспортным данным истек. Также меняются устаревшие приборы учета.

Если сломался

Если счетчик электрической энергии вышел из строя, то ни в коем случае нельзя пробовать починить его самому, так как будут нарушены пломбы изготовителя прибора и контролирующей организации, что влечет за собой штрафные санкции.

При обнаружении неисправности собственник или другой абонент должен обратиться в энергоснабжающую компанию и произвести следующие действия:

  1. Написать заявление на выезд специалиста, указав домашний адрес и признаки поломки.
  2. Узнать время прихода специалиста у диспетчера по телефону.
  3. Дождаться специалиста, который проверит опломбировку и техническое состояние прибора.
  4. При необходимости следует заменить электросчетчик.

Можно ли самостоятельно заменить?

Можно ли заменить электросчетчик самому? Теоретически можно самостоятельно или с помощью знакомого специалиста произвести замену электросчетчика.

При такой замене следует получить официальное разрешение энергосбывающей компании, а снятие пломбировки старого счетчика необходимо производить в присутствии специалиста из управляющей компании.

При самостоятельной замене следует строго соблюдать правила технической безопасности.

Порядок действий

Как поменять счетчик электроэнергии? При замене электросчетчика следует соблюсти следующий порядок действий :

  • следует обратиться в энергоснабжающую организацию и получить разрешение на замену прибора учета электроэнергии;
  • требуется получить справку, без которой не получится приобрести счетчик в магазине;
  • нужно получить разрешение на снятие пломбировки в управляющей компании (возможно, что УК пришлет наблюдателя);
  • нужно выбрать подходящий счетчик, разрешенный компанией энергосбыта и технологически подходящий для замены старого;
  • электрик присылается энергосбывающей компанией либо находится самостоятельно (электрик должен иметь 3 группу по электробезопасности);
  • требуется демонтировать и сохранить старый электросчетчик для проверки специалистом его данных;
  • далее следует установить новый счетчик и убедиться в его правильной работе;
  • необходимо вызвать контролера для проверки и опломбирования.

Отправляется ли уведомление?

Если инициатором замены электросчетчика является энергоснабжающая компания, то собственнику жилого помещения высылается уведомление , в котором сообщается о необходимости произвести замену прибора учета и предписывается приобрести счетчик и оплатить услуги по его установке.

Обычно это бывает при истечении срока работы предыдущего прибора учета. В случаях, когда инициатором замены выступает владелец квартиры , он должен обратиться в энергоснабжающую компанию с соответствующим заявлением.

Проверка и опломбировка

После установки нового счетчика учета расхода электроэнергии, собственник или абонент энергоснабжающей компании должен в максимально короткие сроки вызвать специалиста, который проверит работу прибора и его проведет опломбирование.

Без этих процедур новый электросчетчик не будет принят в эксплуатацию.

Для вызова специалиста следует обратиться в управляющую либо в энергоснабжающую компанию и оплатить данную услугу согласно предоставленной квитанции.

Какие документы выдаются?

После установки нового счетчика и его опломбирования собственнику выдается акт о пломбировании , который следует предоставить в управляющую компанию для перерасчета стоимости предоставления электроэнергии.

Таким образом, если электросчетчик расположен на лестничной площадке, либо проводится в муниципальном жилье, то замена прибора учета является прерогативой управляющей или энергетической компании .

Если же счетчик установлен в квартире собственника, то замена прибора обойдется ему в значительную сумму , а при работах при демонтаже и установке нового прибора следует соблюдать строгие правила, установленные предписаниями и законами.

О правилах замены электросчетчиков вы можете узнать из видео:

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.

В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.

Какие индивидуальные приборы учета можно применять?

Счетчики электрической энергии

Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.

Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.

В соответствии с ГОСТ 6570–96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.

В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.

В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11–5 от 24.05.2012 г.

Из материалов дела. ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.

Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.

Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.

Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.

Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.

22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета – электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ∙ ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).

Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ∙ ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32–05–11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.

В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ∙ ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.

Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.

Индивидуальные приборы учета воды

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.

Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).

Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.

Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).

Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергосбережении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники .

Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.

В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.

Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.

В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.

Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.

ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.

В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.

Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.

Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.

Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.

Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?

В соответствии с Законом об энергосбережении установку, замену и эксплуатацию приборов учета имеют право осуществлять ресурсоснабжающие и специализированные организации. Организация должна быть членом саморегулируемой организации в строительстве и иметь соответствующее свидетельство о допуске к данному виду работ.

Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.

Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.

Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.

Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.

1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.

2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.

4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.

Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:

  • за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.;
  • за необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Прибор, специально созданный для измерения расходуемой электрической энергии постоянного и переменного тока, есть в каждом доме - старинном и современном, высотном небоскрёбе и простой деревенской избушке. Принцип, по которому работает электрический счётчик, целиком и полностью зависит от конструкции.

Виды электросчётчиков

2. Измеряемые величины. Здесь различаются однофазные электросчётчики, которые измеряют переменный ток в 220 вольт, 50 герц, и трёхфазные - на 380 вольт и 50 герц. Электронные трёхфазные электросчётчики могут поддерживать и однофазный учёт.

3. Конструкция. По конструкции различаются три вида электросчётчиков. Рассмотрим их ниже.

Особенности разных типов

Индукционные, то есть электромеханические электросчётчики, где магнитное поле при неподвижных токопроводящих катушках взаимодействует с подвижным элементом, состоящим из проводящего материала. Диск подвижного элемента пропускает сквозь себя токи от магнитного поля катушек. Показания электросчетчика будут прямо пропорциональны количеству оборотов диска.

Электронные, то есть статические электросчётчики, где переменный ток, а также напряжение инициируют твёрдотелые электронные частицы на создание выходящих импульсов, пропорциональных своим числом количеству активной энергии, которую прибор учёта электроэнергии и измеряет. Стало быть, основой работы такого электросчётчика можно считать преобразование входных аналоговых сигналов напряжения и тока в счётный импульс. Электромеханическое устройство, как показала эксплуатация приборов учета электроэнергии, надёжнее ведёт себя в холодном климате и может быть установлено на улице. Электронное устройство лучше показывает себя, функционируя в помещении. Такой электросчётчик имеет запоминающее устройство и дисплей.

Значительно реже используется гибридный прибор учета электроэнергии. Это промежуточный вариант, имеющий цифровой интерфейс, измерительную часть индукционного или же электронного типа, а также механическое вычислительное устройство.

Сравнительные характеристики

Электронные электросчётчики становятся всё более популярными и постепенно вытесняют механические индукционные, поскольку не имеют таких недостатков:

Невозможность дистанционно снять показания;

Однотарифность;

Значительные погрешности учёта;

Беззащитность против хищения электроэнергии;

Недостаточная функциональность;

Множественные неудобства как в установке, так и в эксплуатации по сравнению с электронными современными приборами.

Замена приборов учета электроэнергии с механического на электронный выгодна тем, что появляется возможность использовать дифференцированные тарифы - учёт может быть двух- и более тарифный. Электронные счётчики можно запрограммировать на определённые периоды времени, они снабжены памятью. Также облегчается проверка приборов учета электроэнергии. Современные счётчики имеют межповерочный период от четырёх до шестнадцати лет, хотя они, конечно, не так долговечны, как счётчики индукционного типа.

Индукционные счётчики к тому же не рассчитаны на современное количество мощных электрических бытовых приборов, поэтому чаще всего не выдерживают нагрузки, а электронные значительно более устойчивы, широкий диапазон нагрузок сети им не страшен. Помимо чисто технических преимуществ и современного дизайна потребителей привлекает ещё и цена - они стремительно дешевеют, значит, прибор учета потребления электроэнергии выгоднее во всех отношениях иметь электронный.

Основные требования

Главных требований три: класс точности, межповерочный интервал и тарифность.

1. Класс точности. Электросчётчики, установленные в домах, до середины девяностых имели очень низкий класс точности - с уровнем погрешности 2,5. С новым стандартом после 1996 года каждый индивидуальный прибор учета электроэнергии был заменён на более точный - с погрешностью максимум 2,0.

2. О долготе межповерочного интервала было сказано выше. Со временем детали счётчика изнашиваются, и погрешность неминуемо возрастает. Класс точности меняется. Появляется необходимость повторной проверки показаний на точность. Период от первой проверки (дата изготовления) до следующей и есть МПИ, то есть межповерочный интервал. Исчисляется он в годах и фиксируется в паспорте электросчётчика. Электронные приборы сильно уступают индукционным в длительности МПИ.

3. Тарифность . Однотарифные счётчики не могли позволить потребителям значительно экономить, зато электронные помогают беречь деньги от потреблённой электроэнергии за счёт тарифов, теперь повсеместно происходит "стирка ночью". В разное время суток производится раздельный учёт.

Выгоды двухтарифной системы

Учёт электроэнергии по двум и более тарифам очень выгодна не только потребителям, но и всей энергосистеме в целом. Нагрузка, которую несут электростанции, крайне неравномерна в течение суток. Утром и вечером она достигает пика, днём уменьшается, ночью - сокращается в несколько раз.

Неравномерный график нагрузок энергосистемы буквально убивает техническое состояние всего оборудования. На максимумах компании приходится отдавать все мощности, которые работают на износ, после чего требуют значительных средств для ремонта.

Двухтарифность выравнивает суточный объём энергопотребления за счёт использования потребителями крупных бытовых приборов ночью. Это и стиральные, и посудомоечные машины, и многое другое. А потребители экономят благодаря выгодным тарифам.

Общедомовой прибор учета электроэнергии

Среди последствий, связанных с реформой ЖКХ, - установка общедомовых приборов учёта. В настоящее время такие счётчики можно увидеть почти во всех многоквартирных домах.

С установкой общедомового счётчика порядок расчётов изменился. Жители расплачиваются не только за электроэнергию, которую потребляли в своих квартирах, но и за потраченную в местах общего пользования.

Так называемая электроэнергия МОП будоражит умы жителей, заставляет дискутировать и возмущаться. Конечно, лестничные клетки и подвалы требуют освещения, насосы и антенны - электричества, к тому же неизбежны внутридомовые потери электроэнергии. Тем не менее, жители изыскивают способы, чтобы снизить стоимость, которую фиксирует общедомовой прибор учета электроэнергии.

Основания для замены счётчика

1. Электросчётчик вышел из строя: диск не вращается, счётный механизм не переключает цифры либо неисправен так называемый самоход, где показания электросчётчика накручиваются без потребления электроэнергии.

2. Прибор учёта утрачен (потерян, украден).

3. Истёк срок эксплуатации.

4. Класс электросчётчика точности 2,5 подлежит обязательной замене на счётчик повышенного класса точности - 2,0 или же 1.0.

5. Истёк срок государственной поверки.

6. Прибор учёта имеет механические повреждения.

7. Нарушена пломба государственной поверки.

8. Поступило предписание от энергоснабжающей или сетевой организации.

9. Шаг навстречу желанию потребителя.

Приобретение нового электросчётчика

Прибор учёта электроэнергии должен быть зарегистрирован Госреестром по списку отечественных и импортных приборов учёта, которые прошли сертификацию и были утверждены к эксплуатации в РФ.

При покупке электросчётчика нужно в первую очередь обратить внимание на дату: первичная проверка заводом-изготовителем не должна быть проведена не более 24 месяцев назад для однофазных приборов учёта и не более 12 - для приборов трёхфазных, а класс точности не должен быть ниже 2,0.

Сроки межповерочного интервала чрезвычайно важно уточнять. Согласно законодательству, пренебрежение поверкой ставит прибор учёта в ряд нерасчётных: несмотря на наличие счётчика, платить придётся 3 месяца по среднемесячной норме потребления, то есть дорого, далее - по нормативам.

Многотарифный прибор следует проверить на соответствие тарифным зонам: ночная - с 23 часов до 07.00, пиковая зона (самая дорогая) - от 07.00 до 10. Время, которое не указано в часовых интервалах, - полупиковая зона, дневная.

Чтобы проверить все параметры счётчика, правильно ли запрограммированы данные, а также для того чтобы в случае необходимости перепрограммировать его, нужно обратиться в энергоснабжающую или сетевую организацию.

Демонтаж электросчётчика

Потребителю, который намерен демонтировать прибор учета электроэнергии в целях замены, ремонта или же поверки, необходимо подать письменное заявление в энергоснабжающую организацию.

В заявлении должно быть указано в обязательном порядке:

1. Ф.И.О. заявителя, с которым заключался договор на поставку электроэнергии.

2. Номер лицевого счёта или договора электроснабжения.

3. Точный адрес, где установлен счётчик, подлежащий демонтажу.

4. Контактные телефоны.

Специалисты приедут на вызов, снимут показания с прибора учёта, составят акт. Только после этого электросчётчик из расчётов выводится. Самовольный демонтаж прибора учёта - несанкционировнное вмешательство, снятая с прибора пломба изменяет порядок расчёта.

Расчёты будут производиться по объёму коммунальных ресурсов, рассчитанных таким образом: суммарная мощность всех имеющихся у потребителя электроприборов умножается на часы круглосуточной их работы. И это весь период от дня несанкционированного вмешательства до даты его устранения.

Загрузка...